Главная Новости Продукция Информация Партнеры Контакты Заказ Продукции Прайс-листы О Компании
Сибнефтехим

Моторные масла

Масла для дизелей

Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания большим разнообразием конструкций, способов смесеобразования, назначений, условий эксплуатации и чрезвычайно широким диапазоном агрегатных мощностей (от нескольких киловатт до десятков тысяч). Поэтому ассортимент дизельных масел значительно различается по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам. Важнейшие критерии, определяющие выбор смазочного масла, - тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, степень жесткости условий эксплуатации, вид и качество применяемого топлива. Инструкции по эксплуатации техники содержат информацию о допущенных к применению марках масел, регламентах обслуживания смазочных систем дизелей, включая сроки замены или показатели предельного состояния масел.

Все дизельные масла содержат присадки, вводимые в дистиллятные, компаундированные или остаточные базовые масла селективной очистки, выработанные из малосернистых или сернистых нефтей. Диапазон уровней эксплуатационных свойств дизельных масел охватывает все группы классификации ГОСТ 17479.1-85.

Масла групп А и Б2

Масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.

Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.

Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.

Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.

Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.

Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.

Характеристики масел групп А и Б2

Показатели

МС-20П

М-14Б

МТЗ-10П

М-16ПЦ

МТ-16П

Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре:

  100 °С

20

14 +0,5

9,5 - 10,5

15,5 - 16,5

15,5 - 16,5

  40 °С

-

-

50

-

-

  -30 °С

-

-

15000

-

-

Индекс вязкости, не менее

80

85

125

85

85

Коксуемость масла без присадки, %, не более

0,3

0,4

-

-

-

Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более

0,05

0,05

-

-

-

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

0,9

-

3,5

0,9

4,0

Зольность масла, % (мас. доля):

  Без присадки, не более

0,008

0,005

-

-

-

  с присадкой

0,24

1,0

m1,15*

0,25 - 0,55

0,6 - 1,0

Массовая доля механических примесей, %, не более:

  Без присадки

Отсутствие

-

-

-

  с присадкой

0,01

0,015

0,025

0,015

0,015

Температура, °С:

  Вспышки в открытом тигле, не ниже

225 (закрытый тигель)

200

165

230

210

    Застывания, не выше

-18

-15

-43

-25

-25

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более

10,0

8,0

5,0

6,0

5,0**

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

900

910

900

905

905

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

-

7,0

4,0

7,0

7,0

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  Кальция

0,08***

-

0,2

-

-

  Бария

0,14

-

-

-

-

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

-

-

-

1,0

1,0

Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

-

-

-

400

600

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: показатель износа при постоянной   нагрузке 196 Н, мм, не более

-

-

-

0,45

0,45

  Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более

-

1,1

-

-

-

* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94.
** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар.II.
*** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами.


Примечания.
1. Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы.
2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие; для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие.


Масла группы В2

Масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).

Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).

Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.

Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.

Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.

Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М-14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным.

Масло М-16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.

Масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.

* Зольность оксидная по ГОСТ 1461-75
** С новой композицией присадок щелочное число не менее 3,8 мг КОН/г и зольность не более 1,4 % (мас. доля).
*** При производстве масла М-14В2 с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами массовая доля кальция не менее 0,23%, а массовая доля бария не нормируется и не определяется.

Характеристики масел группы В2

Показатели

М-8В2

М-10В2

М-10В2С

М-14В2

М-20В2Ф

М-16В2

М14В2з

М-20В2

М-16ИХП-З

Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре:

  100 °С

8+0,5

11+0,5

11-12

13,5-14,5

19-22

16+1

13-15

18-22

15,5-16,5

  40 °С, не менее

-

-

-

-

-

-

-

-

160

  0 °С, не более

1200

-

-

-

-

-

3000

-

-

Индекс вязкости, не менее

85

85

83

85

90

85

100

90

90

Щелочное число, мг КОН/г,не менее

3,5

3,5

4,0

4,8

2,8

3,5

6,0

3,5

4,0**

Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более

1,3

1,3

1,0

1,2

0,65

0,6*

1,3

1,3

1,25**

Массовая доля механическихпримесей, %, не более

0,015

0,015

0,01

0,02

0,01

0,025

0,015

0,015

0,013

Температура, °С:

  вспышки в открытом тигле, не ниже

200

205

210

210

230

200

220

235

225

  застывания, не выше

-25

-15

-15

-12

-15

-15

-30

-15

-25

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более

10,0

10,0

Отсутствие

10,0

5,0

Отсутствие

9,0

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1,0

1,0

-

-

-

-

-

-

0,5

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

905

905

900

910

905

-

905

910

905

Термоокислительнаястабильность при 250 °С, мин, не менее

50

80

-

-

-

60

55

80

100

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

30

30

40

50

50

-

-

-

45

Цвет, ед. ЦНТ, не более:

  с разбавлением 15:85

4,5

4,5

3,5

4,0

3,5

-

-

-

6,0

  без разбавления

-

-

-

-

-

6,0

7,5

7,5

-

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С:

  индекс задира, кгс

-

-

-

37

36

-

-

-

34

  критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

784

823

-

-

-

-

  показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

 

-

 

-

 

-

 

0,4

 

0,32

 

-

 

-

 

-

 

-

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  Кальция

0,08

0,08

0,19

0,15***

0,08

-

0,16

0,08

-

  бария

0,18

0,18

-

0,13***

0,07

-

-

0,25

0,6

  цинка

0,05

0,05

0,05

0,045

-

-

0,09

0,05

-

  Фосфора

0,05

0,05

0,05

0,04

0,03

-

-

-

-

Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

500

500

-

600

400

-

-

200

320

Моющий потенциал, %, не менее

-

-

-

-

-

-

35Ф

-

80Ф


Примечание.
Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы.


Масла группы Г2

Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).

Масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.

Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.

Характеристики масел группы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей

Показатели

М-8Г2

М-10Г2

М-8Г2к

М-10Г2к

М-14Г2к

М-8Г2У

М-10Г2У

Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре:

  100 °С

8,0+0,5

11,0+0,5

8,0+0,5

11,0+0,5

14,0-15,0

8,0-9,0

11,0-12,0

  0 °С, не более

1200

-

1200

-

-

-

-

  -12 °С, не более

-

-

-

-

-

4000

-

Индекс вязкости, не менее

85

85

95

95

90

95

90

Температура, °С:

  Вспышки в открытом тигле, не ниже

200

205

210

220

215

210

225

  Застывания, не выше

-25

-15

-30

-18

-25

-30

-15

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более

20

20

Отсутствует

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1,0

1,0

0,5

0,5

0,5

-

-

Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

60

90

65

65

-

-

-

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

7,5

7,5

Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более

1,65

1,65

1,15

1,15

1,15

1,35

1,35

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

35

40

35

50

50

45

55

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

4,5

5,0

3,0

3,0

4,0

4,0

4,0

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

905

905

905

900

910

905

905

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  Кальция

0,15

0,15

0,19

0,19

0,19

0,3

0,3

  Бария

0,45

0,45

-

-

-

-

-

  Цинка

0,06

0,06

0,05

0,05

0,05

0,1

0,1

  Фосфора

0,06

0,06

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

Степень чистоты, мг/100 г, не более

500

500

450

500

-

-

-


Примечание.
Для всех масел массовая доля, %, не более: механических примесей - 0,015; воды - следы.


Характеристики масел группы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей

Показатели

М-10Г2ЦС

М-14Г2ЦС

М-16Г2ЦС

М-14Г2

М-20Г2

Вязкость кинематическая при 100°С, мм²/с

10,0 - 11,0

13,5 - 15,0

15,5 - 17,0

13,5 - 14,5

20

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

90

85

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

9,0

9,0

9,0

7,0

9,0

Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более

1,5

1,5

1,5

1,3

1,9

Массовая доля механических примесей, %, не более

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

Температура, °С:

  вспышки в открытом тигле, не ниже

210

215

210

220

235

  застывания, не выше

-10

-10

-10

-12

-15

Степень чистоты, мг/100 г, не более

600

600

600

600

400

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С:

  индекс задира, кгс

34

34

34

34

37

  критическая нагрузка, Н, не менее

823

823

823

823

823

  показатель износа при постояной нагрузке 196 Н, мм, не более

0,4

0,4

0,4

0,45

0,35

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

4,0

4,0

4,0

4,0

6,5

Плотность при 20°С, кг/м³, не более

910

910

910

905

907

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  кальция

0,28

0,28

0,28

0,23

0,36

  цинка

0,045

0,045

0,045

0,045

0,05

  фосфора

0,04

0,04

0,04

0,04

0,05

Вымываемость присадок водой:

  снижение щелочного числа, %, не более

10

10

10

-

-

  снижение зольности, %, не более

10

10

10

-

-

  эмульгируемость с водой, см³, не более

0,3

0,5

0,5

-

-


Примечание.
Для всех масел: массовая доля воды - следы; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.


Масла группы Д2

Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.

Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).

Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).

Масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.

Масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

Масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.

Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.

Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.

Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20M и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.

Характеристики масел группы Д2 для автотракторных дизелей

Показатели

М-8ДМ

М-10ДМ

М-14ДМ

М-6З/14ДМ

МТ-4З/8ДС

МТ-5З/10Д

Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре:

  100 °С

8,0 - 8,5

11,4

14,0 - 15,0

14,0 - 15,5

7,5 - 8,5

9,5 - 11,5

  -12 °С, не более

4000

-

-

-

-

-

  -18 °С, не более

-

-

-

10400

2600

6000

Вязкость динамическая, Па·с, не более, при температуре:

  -25 °С

-

-

-

40

-

-

  -40 °С

-

-

-

-

22

-

Индекс вязкости, не менее

102

90

90

120

-

115

Массовая доля, %, не более:

  механических примесей

0,02

0,025

0,02

0,02

0,02

0,015

  воды

Следы

Температура, °С:

  вспышки в открытом тигле, не ниже

195

220

230

210

200

200

  застывания, не выше

-30

-18

-15

-30

-55

-40

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м±, не более

Отсутствие

10

10

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

0,5

-

-

-

-

-

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

8,5

8,2

8,0

9,0

7,0

9,0

Зольность сульфатная, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,6

1,65

1,65

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч

35

60

60

35

25

25

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

3,5

3,5

-

-

2,5

-

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

897

905

-

-

-

-

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  кальция

-

0,15

0,35

0,35

0,3

-

  цинка

-

0,04

0,07

0,09

0,1

-

  фосфора

-

-

-

0,08

0,06

-

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С:

  индекс задира, не менее

-

-

-

-

30

35

  критическая нагрузка, Н, не менее

-

-

-

-

784

872

  нагрузка сваривания, Н, не менее

-

-

-

-

1646

2195

  Показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке:

    196 Н

-

-

-

-

0,35

0,35

    392 Н

-

-

-

-

0,40

-



Характеристики масел группы Д2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей

Показатели

М-10ДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

М-14ДР

М-16ДР

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с

10,0-11,0

13,5-15,0

13,5-15,0

13,5-14,5

15,5-16,5

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

90

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

18

18

27

10

10

Зольность сульфатная, %, не более

3,0

3,0

4,6

1,85

1,85

Массовая доля механических примесей, %, не более

0,03

0,03

0,05

0,02

0,02

Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже

215

220

210

215

225

Степень чистоты, мг/100 г, не более

600

600

-

300

300

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С:

  индекс задира, кгс, не менее

34

34

-

40

40

  критическая нагрузка, Н, не менее

823

823

-

-

-

  показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

0,5

0,5

-

0,45

0,45

Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более

4,5

5,0

-

4,0

4,0

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

910

910

-

910

910

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

  кальция

0,65

0,65

1,0

0,4

0,4

  цинка

0,045

0,045

0,045

0,09

0,09

  фосфора

0,04

0,04

0,04

0,08

0,08

Вымываемость присадок водой:

  снижение щелочного числа, %, не более

15

15

15

12

12

  снижение зольности, %, не более

18

18

18

10

10

Эмульгируемость с водой, см³, не более

1,0

1,0

1,0

0,3

0,3


Примечание.
Для всех масел: массовая доля воды - следы; температура застывания - не выше -10 °С; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.


Цилиндровые масла для крейцкопфных дизелей

Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная к поверхностям трения лубрикатором, работает очень короткое время и полностью расходуется. Масла отличаются высокой нейтрализующей способностью, прочностью масляной пленки при высокой температуре, хорошей растекаемостью на горячих металлических поверхностях, высокими противоизносными свойствами.

Масла М-16Е30 и М-20Е70 (ГОСТ 12337-84) состоят соответственно из базового масла М-16 компаундированного и М-20 остаточного и композиций присадок различного состава. Масло М-16Е30 используют для смазывания цилиндров главных судовых дизелей невысокой степени форсирования при работе на дистиллятных или тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,0 %. Те же двигатели высокой степени форсирования при работе преимущественно на высокосернистых тяжелых топливах смазывают маслом М-20Е70.

Здесь приведена маркировка цилиндровых масел по прежней классификации, относившей их к группе Е. При очередном внесении изменений в ГОСТ 12337-84 масла М-16Е30 и М-20Е70 получат новое обозначение, так как согласно ГОСТ 17479.1-85 масла группы Е будут иметь другую область применения.

Характеристики судовых цилиндровых масел

Показатели

М-16Е30

М-20Е70

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с

15-17

20-23

Индекс вязкости, не менее

90

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

30

70

Зольность сульфатная, %, не более

5,0

10,5

Массовая доля, %, не более:

  механических примесей

0,03

0,03

  воды

0,06

0,1

Температура, °С:

  вспышки в открытом тигле, не ниже

205

200

  застывания, не выше

-12

-12

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более

Отсутствует

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО) в течение 50 ч

Выдерживает

Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С:

  индекс задира, кгс, не менее

40

40

  критическая нагрузка, Н, не менее

872

980

  показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более

0,3

0,3

Массовая доля кальция, %, не менее

1,7

2,8

Коксуемость, баллы, не более

3,0

3,0

Вымываемость присадок водой:

  снижение щелочного числа, %, не более

-

15

  снижение зольности, %, не более

-

10

Эмульгируемость с водой, см³, не более

-

0,3

Copyright © 2005-2024 Сибнефтехим
E-mail: info@sibneftehim.ru
Тел./факс (3812) 36-10-90, 38-80-60